Четверг, 21 ноября 2024
Размер шрифта
А А
Контрастность
А А
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

Вакцинопрофилактика

13 мая 2020 г.
Вакцинопрофилактика
В борьбе с инфекционными заболеваниями все большее значение приобретают методы специфической профилактики. Защита от инфекции при помощи иммунизации известна уже многие сотни лет. Так, с древних времен китайцы с этой целью втягивали в нос высушенные и измельченные корочки оспенных больных. Однако такой метод, названный вариоля­цией, был небезопасным мероприятием, чреватым большим риском для жизни и здоровья. В 18 веке Эдвард Дженнер был первым врачом, который проводил вакцинацию людей коровьей оспой, чтобы защитить их от натуральной. В 1777 году он основал в Лондоне первый в мире оспопрививальный пункт. Это было рождением научного подхода к применению активной иммунизации. Через 100 лет Луи Пастер произвел первую успешную вакцинацию человека против бешенства. В настоящее время вакцинация является одним из ведущих методов про­филактики инфекционных заболеваний

Цель вакцинации — создание специфической невосприимчи­вости к инфекционному заболеванию путем имитации естест­венного инфекционного процесса с благоприятным исходом. Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в тече­ние 5—10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита, или в течение нескольких месяцев у привитых против гриппа, брюшного тифа. Однако при своевременной ревакцинации он может сохраняться всю жизнь. Важной особенностью ребенка на первом году жизни яв­ляется наличие у него трансплацентарного иммунитета. Через плаценту проникают только иммуноглобулины класса G, начи­ная с 16 недель беременности. Мать как бы передает ребенку свой индивидуальный «иммунологический опыт» в основном в последнем триместре беременности. Поэтому у недоношенных детей концентрация IgG ниже, чем у детей, родившихся в срок. Разрушение пассивно полученных антител начинается после 2-х месяцев жизни ребенка и завершается к 6 мес — 1 году. Пассивно перенесенные lgG-антитела могут препятствовать активному синтезу антител после иммунизации живыми вирус­ными вакцинами. При этом lgG-антитела нейтрализуют вакцин­ный вирус, вследствии чего не происходит вирусной репликации, необходимой для создания иммунитета после введения вакцины. Это явление было учтено при разработке календаря прививок.

Например, иммунизация против кори проводится не ранее, чем в возрасте 12 мес., так как к этому времени пассивно полученные антитела выводятся из организма.

У детей, родившихся недоношенными или с пониженной массой тела, ответные реакции на иммунизацию выражены в такой же степени, как и у родившихся в срок детей того же возраста.

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИММУНИЗАЦИИ

Особенности иммунного ответа на внедрение антигена (АГ) определяет главная система гистосовместимости (Major Histo-compatability Complex — MHC). У человека МНС локализована в б хромосоме и обозначается HLA. Такое название дано в связи с тем, что HLA — это антигены, которые достаточно полно представлены на лейкоцитах периферической крови (Human Leucocyte Antigens — HLA). HLA определяет:

1) высоту иммунного ответа;

2) уровень подавления антителообразования.

Иммунизация, как первичный контакт с АГ, должна быть безвредной и проблема приготовления вакцин в целом сводится к выделению протективных антигенов, лишенных реактогеннос-ти. Причем, вероятность осложнений при вакцинации должна быть меньше, чем ожидаемый риск заболевания с его собст­венными осложнениями.

Иммунология вакцинального процесса

В иммунном ответе на введение вакцины участвуют макро­фаги, Т-лимфоциты (эффекторные — цитотоксическими, регу­лярные — хелперы, супрессоры, Т-клетки памяти), В-лимфоциты (В-клетки памяти), продуцируемые плазматическими клетками антитела (Ig M, G, А), а также цитокины (монокины, лимфо-кины). После введения вакцины макрофаги захватывают антигенный материал, расщепляют его внутриклеточно и представляют фрагменты антигена на своей поверхности в иммуногенной форме (эпитопы). Т-лимфоциты распознают представленные макрофагом антигены и активизируют В-лимфоциты, которые превращаются в клетки, продуцирующие антитела. При избытке продукции AT в процесс включаются Т-суп-рессоры, кроме того на IgG могут вырабатываться антиидио-типические AT, что прерывает процесс выработки AT. Образование антител в ответ на первичное введение вакцины характеризуется 3 периодами: — латентный период или «лаг-фаза» — интервал времени между введением антигена (вакцины) в организм и появлением антител в крови. Его длительность составляет от нескольких суток до 2-х недель в завичсимости от вида, дозы, способавведения антигена, особенностей иммунной системы ребенка; — период роста. Для него характерно быстрое нарастание антител в крови. Продолжительность этого периода может составлять от 4 дней до 4 недель; примерно 3 недели в ответ на столбнячный и дифтерийный анатоксины, 2 недели — на коклюшную вакцину. Быстро нарастают антитела на введение коревой, паротитной вакцин, что позволяет использовать ак­тивную иммунизацию для экстренной профилактики кори и эпидемического паротита при ее проведении в первые 2—3 дня от контакта. В случае дифтерии и коклюша этот метод профилактики неэффективен, так как нарастание титров антител до протективного (защитного) уровня при введении дифтерий­ного анатоксина и коклюшной вакцины происходит в течение более продолжительного времени, чем инкубационный период; — период снижения — наступает после достижения макси­мального уровня антител в крови, причем их количество снижается вначале быстро, а затем медленно в течение не­скольких лет и десятилетий. Существенным компонентом первичного иммунного ответа являются иммуноглобулины класса М, тогда как при вторичном иммунном ответе иммуноглобулины представлены в основ­ном IgG. Повторные дозы антигена приводят к более быстрому и более интенсивному иммунному ответу, «лаг-фаза» отсутствует или становится короче, максимальный уровень антител выра­батывается быстрее и выше, а период персистенции антител дольше. Происходит это за счет быстрого вступления в реак­цию В- и Т-клеток памяти. Оптимальный промежуток времени между первым и вторым введением вакцины — 1—2 месяца. Сокращение сроков вакци­нации может способствовать элиминации антигенов вакцины предшествующими антителами. Удлинение интервала между введениями вакцины не вызывает снижения эффективности иммунизации, однако ведет к увеличению неиммунной прослойки и возможности заболевания между вакцинациями. На введение вакцины дети с аллергией могут ответить развитием аллергических реакций. Аллергенным действием об­ладают коклюшный компонент АКДС вакцины, компоненты питательных сред и клеточных культур, на которых выращи­ваются вакцинные штаммы вирусов, антибиотики, которые ис­пользуются для приготовления вакцин. Однако исследования последних лет показали, что вакцинация АКДС, хотя и может вызывать кратковременное повышение уровня общего IgE в крови, как правило, не ведет к стойкому его нарастанию и не представляет опасности. Было показано также, что введение анатоксинов детям с аллергией не влечет за собой повышения специфических IgE-антител к пищевым, бытовым и пыльцевым аллергенам и аллергические реакции после вакцинации анатоксинами встречаются редко. Какие существуют типы вакцин?

Развитие безбарьерной среды

Развитие безбарьерной среды

Законодатель постарался уделить особое внимание формированию безбарьерной среды – необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

Профилактика артериальной гипертонии

Профилактика артериальной гипертонии

Артериальная гипертония – это хроническое заболевание, которое характеризуется стойким повышением артериального давления (АД) выше 140/90 мм.рт. ст.

Распространенность артериальной гипертензии на сегодняшний день настолько велика, что кардиологи начинают бить тревогу. С каждым годом растет количество больных, и, более того, гипертония постепенно "молодеет".

Низкая физическая активность – глобальная проблема. Влияние физической активности на здоровье. Виды двигательной активности.Когда и зачемзаниматься физической культурой. Ограничения для занятий физической культурой.